Объект, предмет исследования дипломной работы описываются во введении вместе с детализацией направления будущего исследования, конкретизацией темы. Их главная задача – это выявление основной цели, а также определение желаемого конечного результата проекта.
Что такое объект дипломной работы?
Объект диплома – это явление, событие, доказанный факт или социальная группа населения, характеристики/свойства/функционирование которых были выбраны автором проекта для дополнительного изучения. Суть данного понятия – установка границ будущих экспериментов, указание научной отрасли знаний, к которой относится тема проекта.
Что может быть объектом диплома?
- Научные направления (теория, сфера знаний, учения и т.д.).
- Правовые/социальные институты.
- Явления/процессы духовной жизни современного общества.
- Методики деятельности в разных сферах.
- Программное обеспечение всевозможных направленностей.
- Основополагающие тенденции составления экономических законов.
- Инновационные материалы.
- Предприятия и т.д.
Основные характеристики понятия – это:
- объективный/целостный характер пространства исследования,
- приоритетность для эмпирической области,
- широкие возможности проведения экспериментов,
- незавершенность/отсутствие детального анализа по нескольким вопросам,
- возможности полной/частичной реализации теоретических/практических аспектов,
- экспериментальная сфера соответствует изучаемой научной отрасли.
В разделе «Введение» изначально указывается объект, а потом предмет исследования. Важно помнить, что понятие объекта может включать в себя сразу несколько возможных предметов исследования. Задача автора диплома – выбрать один, максимально-подходящий под тему проекта.
Типичные ошибки при определении объекта
- Неправильное/некорректное выделение границ рабочего поля для экспериментов.
- Чрезмерная масштабность, не соответствующая действительности.
- Смещение вектора определения в пределы других научных областей.
- Наличие нескольких объектов (двух или более) в одной дипломной работе.
Что такое предмет диплома?
Предмет исследования – это понятие, позволяющее максимально сузить выбранную научную область, установить четкие границы для проведения экспериментов (свойства, характеристики, структура, недостатки/проблемы и т.д.)
Если предмет анализа не дает возможности четко ограничить проблемы выбранной темы курсовой, автору разрешается сменить вектор сферы изучения.
Основные характерные признаки понятия:
- приоритет теории над эмпирической областью,
- конкретное выявление проблемы после изучения/анализа глобальной тематики,
- закономерная взаимосвязь предмета/объекта исследования,
- систематизированно-субъективный характер понятия,
- управляемость или регламентированность,
- возможность завершенности результатов экспериментов.
Правильно-выбранный предмет дипломного проекта уточняет, конкретизирует, частично повторяет тему работы.
Типичные ошибки при выявлении
- Взаимозаменяемость предмета/объекта (неправильное выявление экспериментальной области).
- Свойства П. обширны, выходят за допустимые рамки О.
- Размытие свойств, их аморфность.
- Логический разрыв между О., П., нарушающий логическую целостность, структурированность изложения текста документа.
- Отсутствие системности, расщепление свойств О., П по гуманитарным/техническим направлениям.
- Тавтология, необоснованная взаимозаменяемость формулировки темы дипломной, П. исследования.
Объект/предмет: в чем разница терминов?
- Объект исследования тесно переплетается с названием темы дипломного проекта, поэтому его основные характеристики/определения/свойства обязательно изучаются в процессе создания документа. Этот термин объективен/многогранен, поэтому существует вне зависимости от точки зрения автора проекта, а также присущ любой научной деятельности/направлению.
- Предмет не может существовать отдельно от объекта, так как представляет причинно-следственные взаимосвязи, другие свойства/характеристики. Может зависеть от знаний автора проекта об исследуемом объекте.
Как правильно выделить предмет из объекта?
Чтобы правильно отделить П. от О., автор анализирует научное направление, выбранную тему исследования, а также поставленную цель будущего диплома.
Для выявления конкретных границ экспериментальной области, автор задает вопрос «Что планируется исследовать?». Определить элементы/закономерности/взаимосвязи П. помогут ответы на вопросы «Что конкретно следует изучить? Какие аспекты следует рассмотреть для достижения желаемого результата?»
Отсутствие логической взаимосвязи целостной структуры О. с П. считается серьезной ошибкой, являющейся основной причиной возврата документа на доработку.