Актуальность исследования дипломной работы – это аргументированное обоснование основных причин выбора темы проекта и доказательство остроты/злободневности поднятых проблем в определенной научной отрасли.
Как правильно обосновать актуальность диплома?
Выявление актуальности темы проекта способствует увеличению уровня социальной значимости проведенного исследования.
Определяем уровень изученности поднятой проблемы в выбранной отрасли
Основная задача автора – систематизировать информацию из литературных источников по теме диплома (количество отечественных/зарубежных ученых, уровень их наработок в решении поставленной проблемы и т.д.). Если тема специфическая, необходимо сделать на этом акцент.
Выявляем список основных причин для необходимости проведения дальнейших исследований проблемы
После изучения информации по теме проекта, студент создает свой аргументированный перечень причин, например:
- несоответствие технологического прогресса современному развитию общества (предыдущие эксперименты устарели, неактуальны и т.д.),
- получение новых данных по текущей проблеме,
- выявление явных противоречий в результатах проведенных экспериментов (такой подход подойдет в случае использования разных методик при поиске решения или над выходом из ситуации участвовало несколько групп ученых-конкурентов),
- появление новых, аргументированных способов (подходит для обоснования актуальности в точных/гуманитарных науках и для расстановки акцентов по современной экономической ситуации в стране),
- неполные/некорректные или неточные итоги предыдущих теоретических/экспериментальных теорий по выбранной теме дипломной работы.
Для обоснованной аргументации приведенных причин, автор использует только конкретные информационные данные – статистические показатели, доказанные факты, не подлежащие сомнению.
Указываем варианты практического применения результатов исследования
Цель автора – привести неопровержимые доказательства значимости полученных опытов, а также указать основные сферы их использования согласно выбранной теме работы.
Основные категории актуальности
- Малоизученная тема. При выборе такого направления могут возникнуть сложности с подбором необходимой информации. Здесь актуальность выражается в отсутствии точного решения возникшей проблемы, нужной концепции, объективного рассмотрения деталей поднятых вопросов и т.д..
Автору рекомендуется сделать аргументированный акцент на тщательном анализе литературных источников, отсутствии необходимых тезисов/решений, определений, позволяющих всесторонне раскрыть суть рассматриваемого вопроса.
2. Доработка/совершенствование имеющихся исследований по основной теме дипломной работы. Запрещается дословное копирование/цитирование аргументов известных ученых. Основная задача автора – внести собственные корректировки/доработки и изменения.
Актуальность и научная новизна: основные различия терминов
Актуальность объясняет главные причины выбора определенной темы исследования, поэтому требует доказательства в строгом соответствии с современным положением развития конкретной научной отрасли.
Научная новизна это авторские нововведения при рассмотрении проблемы (открытие новых возможностей предмета исследования, доказательства непригодности предыдущих экспериментов на практике, разработка дополнительных решений и т.д.).
Актуальность работы обосновывается новизной результатов, полученных в ходе проделанных экспериментов. На основании этих решений, вырабатываются пути применения выявленных теоретических/практических закономерностей для определенных потребностей.
Как написать актуальность для диплома?
По требованиям ГОСТ, оптимальный объем описания актуальности для дипломной работы – до 2 листов стандартного формата А4. Нарушение этого условия чревато возвратом документа на доработку.
1.Излагаем мысли кратко и лаконично
Студент излагает все аргументированные факты в краткой, последовательной и лаконичной форме. Запрещается использовать длительные вступления, не относящиеся к сути вопроса – это утяжеляет восприятие текста.
2.Приводим неопровержимые аргументы
При доказательстве актуальности темы, необходимо приводить научно-доказанные факты собственной правоты (статистические данные проводимых исследований, мнения авторитетных ученых и т.д.).
Какие аргументы лучше использовать при описании?
- Расхождение теоретических/практических сведений по рассматриваемому вопросу.
- Появление востребованности на рекомендации по внедрению инновационных методов для решения проблемы.
- Привлечение дополнительного внимания общественности к нынешнему состоянию научной отрасли.
- Социальный заказ на необходимость синтеза/обобщения имеющихся решений в масштабе отечественного/мирового опыта известных ученых.
- Специфика развития условий выбранного региона.
- Практическая апробация выдвинутых теоретических гипотез.
3. Описываем практическую значимость проделанного исследования
Задачи автора сводятся к описанию пользы проведенных экспериментов, указанию основных сфер применения результатов в теории/практике. Основные критерии в этом случае – своевременность, важность выполнения проделанной работы!
4.Используем словесные клише
Упростить поиск описания актуальности в разделе «Введение», поможет четкое словесное разграничение информации с помощью нескольких фраз.
- «А. исследования заключается в…».
- «А. связана с практическим аспектом поднятых проблем благодаря… ».
- «Указанный список вопросов актуален потому, что…».
Структура построения предложений составляется по аналогии других научных трудов. Автор выбирает несколько дипломных проектов/диссертации схожей тематики и изучает принцип изложения информации.
Типичные ошибки при написании актуальности
- Неправильное расположение в тексте (перед описанием цели/задач, в самом начале «Введения»).
- Отклонение от рекомендуемого объема (меньше/больше 2 страниц).
- Неверная аргументация и/или простое перечисление цифр без демонстрации заинтересованности/осведомленности в решении поднятого вопроса (используются только достоверные, свежие сведения).
- Отсутствие логической взаимосвязи с основной частью дипломного проекта (для устранения проблемы потребуется частичное/полное редактирование содержания).
- Низкий уровень уникальности (ниже 70% или установленных рекомендованных значений по системам антиплагиат).
Пример актуальности исследования дипломной работы по теме «Археологический эксперимент»
Актуальность темы. В современном мире эксперименты играют далеко не последнюю роль в археологии и иных науках. Число всевозможных экспериментов значительно возрастает с техническим прогрессом, так как современные технологии открывают перед учеными новые возможности.
С приходом экспериментальной археологии, исчезает множество догадок и темных пятен в исследовании материальной культуры древнего человека. Эксперимент в археологии, как и в любой другой исторической дисциплине, является сложным механизмом реконструкции прошлой исторической действительности. Специфика подавляющего большинства научных изысканий заключается в том, что исследователи оперируют ограниченными осколками культуры, сохранившимися до настоящего времени. Которые, как правило, представляют собой материальные остатки жизнедеятельности человека, основываясь на которых исследователь старается реконструировать все сферы бытования культурного сообщества.
Эксперимент это своеобразная попытка увидеть, по меньшей мере, часть общей картины реалий древности посредством реконструкции её отдельных фрагментов, недостающих в общей мозаике источника. Таким образом, эксперимент можно назвать инструментом, проверяющим авторскую исследовательскую версию реконструкции археологического источника.
Современный этап экспериментальной археологии требует комплексного подхода к самой процедуре экспериментирования, включающего в себя ряд методов, начиная с субъективного видения модели и заканчивая одним из уровней экспериментального тестирования. Поэтому реконструкция и моделирование древних производств является одной из актуальных проблем, вызывающих особый интерес исследователей самой разной специализации. Таким образом, реконструкция объекта может стать более информативной, чем сам объект.
В настоящее время археологический материал исследуется с применением большого количества естественно-научных методов: спектральный, атомно-эмиссионный, рентгено-флуоресцентный анализы, позволяющие определить состав металла, метод радиоуглеродного датирования (С14), дендрохронология, трасология, всевозможные почвоведческие анализы, позволяющие определить насыщенность культурного слоя органическими остатками, не сохранившимися до настоящего времени, данные антропологии, палеоботаники и палеозоологии и т.д. существенно расширили возможности современной археологии, по сравнению с предыдущими десятилетиями.
Однако не один из вышеперечисленных методов не позволяет с полной уверенностью говорить о том, каким образом был выполнен тот или иной артефакт, какие технологии использовал древний человек для того, чтобы сделать металлические, каменное или костяное орудие.
Ответ на данный вопрос позволяет дать только совокупность методов, главным среди которых можно назвать эксперимент.