Дипломная работа – это научное исследование выпускника учебного заведения по теме получаемой специальности. Основная задача автора – практическая демонстрация полученного объема теоретической информации в строгом соответствии с существующими образовательными стандартами.
Каким должен быть диплом?
По требованиям общепринятых правил, основная часть диплома делится на три основные части, в которых последовательно излагается текст исследования по выбранной теме.
- Первая часть. Выпускник обобщает, анализирует отобранную теоретическую информацию из литературных источников, соответствующих теме работы. Его цель – раскрыть суть происхождения исследуемого явления/процесса, выявить центральные понятия/определения терминов, провести сравнительную характеристику различных точек зрения на объект и предмет исследования.
- Вторая часть. Этот раздел посвящается непосредственному анализу имеющейся проблемы, проработке фактического материала. Может содержать статистические исследования с качественными/количественными характеристиками процесса/явления, систематизацию выявленных закономерностей/тенденций, недостатки в работе/развитии и т.д.
- Третья часть (рекомендуемый объем – от трех параграфов). Автор описывает собственные разработки, посвященные поиску решения исследуемой научной проблемы. Для аргументированного обоснования представленного материала используется теоретическая информация, указанная во второй части дипломной работы.
Как работать с литературными источниками в дипломе?
В список литературных источников входят материалы, используемые студентом при написании дипломной работы – это могут быть учебники, научные статьи, монографии на бумажных носителях или ссылки на них в интернете.
При отборе библиографии, выпускник учитывает ее срок давности. Согласно положениям приказа Минобрнауки № 1623 от 11.04.2001, период устаревания информации для работ по общегуманитарным, социально-экономическим направлениям составляет пять лет, для работ в сфере естествознания, математики, физики и обще-профессиональных дисциплин – десять лет.
Если выпускник проводит углубленное (фундаментальное) исследование по выбранной теме, мерки временной актуальности на него не распространяются. Приказ также не учитывает сроков давности для исследовательских публикаций сторонних авторов (диссертации, доклады и т.д.), поэтому автор диплома придерживается требований нормоконтроля собственного вуза.
Среднестатистические требования к оформлению дипломной работы
- Рекомендуемый объем – 50-70 страниц (приложения, список использованной литературы не учитывается).
- Ориентировочное количество литературных источников – от 40 шт (издания, старше пятилетней давности – до 30% от общего числа). Оформление библиографического списка осуществляется в строгом соответствии с требованиями ГОСТов 7.80-2000, 7.1 – 2003, 7.0.1 – 2011.
- Текст набирается шрифтом Times New Roman черного текста. Для текста используется 14 кегель, для подзаголовков и заголовков – 15,16 соответственно (межстрочный интервал – 1,5).
- Размер полей документа – от 2 см (внизу, вверху и слева), 1,5 см справа.
- Для диплома используется только односторонняя печать.
- Нормы уникальности диплома для гуманитарных дисциплин – от 80%, для точных наук – от 75%. Если порог уникальности текста ниже 65%, работу придется корректировать. В случае, если процент уникальности меньше 55%, сменяется тема диплома и документ составляется с нуля.
О методических рекомендациях учебного заведения для написания дипломной работы
Методические рекомендации к написанию дипломной работы размещаются на официальных сайтах университетов или в памятках студентам. Документ включает в себя:
- Шаблон титульного листа,
- Образцы бланков рецензий (аннотаций, отзывов),
- Образцы списка литературных источников:
- Некоторые примеры оформления иллюстративных материалов (рисунков, диаграмм, фото, таблиц), форум и т.д.
Что еще указывается в методических рекомендациях вуза?
- Рекомендуемый объем дипломной работы (количество страниц).
- Структура документа (количество глав, советы по составлению текста введения, заключения и т.д.).
- Правила составления приложений, их виды и способы нумерации.
- Количество литературных источников в библиографии.
- Процент уникальности при проверке системой антиплагиат.
- Другой технический регламент – как проставлять нумерацию, используемый шрифт для текста/заголовков/подзаголовков, величина абзацных отступов/полей, межстрочных интервалов и т.д.
Аннотация к диплому: что это и зачем нужно?
Аннотация – это краткое изложение сути дипломной работы, выполненное в форме статьи. Задача автора – составить краткое описание основных проблем поднятой темы исследования и их возможные пути решения. Аннотация не является отдельным документом, поэтому размещается в основном содержании диплома.
Какие бывают аннотации?
- Краткая (рекомендуемый объем – половина страницы формата А4). Студент тезисно описывает задачи диплома, делая основной акцент на методологию проведения исследований.
- Расширенная (до 4 страниц формата 1-4, зависит от темы). Автор работы указывает основные теоретические положения, излагает собственное, аргументированное мнение по этому поводу и составляет выводы о проделанном исследовании.
ТОП-15 ошибок, недопустимых в дипломной работе
- Отсутствие ссылок на использованные источники. Такая ошибка приравнивается к плагиату – автор выдает мысли сторонних авторов за собственные рассуждения.
- При формировании сноски не указывает номер страницы. Такой подход усложняет читателям дипломной работы поиск необходимого литературного источника.
- Неполное/частичное указание данных периодического издания.При правильном оформлении библиографического описания вначале проставляется фамилия автора, затем его инициалы, а после – название статьи с номером страницы, где она размещена в журнале.
- Неактуальность выбранной темы будущего исследования. Распространенная ошибка при самостоятельном подборе направления дипломной работы, поэтому рекомендуется использовать список тем, предлагаемый кафедрой выпускника.
- Несоответствие плана диплома выбранной теме. Устраняется детальной проработкой выбранных литературных источников и дальнейшей корректировкой плана.
- Неправильное оформление библиографического описания, найденного в интернет-источнике. Ссылаясь на найденный материал, указывается не только название сайта, но и полная ссылка на сетевой ресурс без сокращений – это упрощает читателю сверку информации, представленной автором работы.
- Подмена работы на чужую. Нечастая, но хитрая уловка некоторых студентов – скачивание полного текста диплома на специализированных сайтах. После проверки текста на уникальность чревато дисквалификацией и отказом в выдаче допуска к защите.
- Отсутствие промежуточных выводов. Такой подход к написанию утяжеляет читателю систематизацию представленной информации, так как теряется основная мысль умозаключений автора.
- Невысокие показатели уникальности. Устранить эту ошибку поможет корректировка текста дипломной работы в строгом соответствии с методическими рекомендациями соответствующего учебного заведения и перепроверка несколькими системами антиплагиата.
- Устаревшие сведения по теме исследования. Данный недостаток дипломной работы не позволит пройти нормоконтроль – отсутствие актуальных статистических данных и др.информации не представляют никакой ценности для читателя. Устраняется изучением, систематизацией современных литературных источников.
- Нарушение повествовательной логики. Во избежание дополнительных корректировок документа, рекомендуется придерживаться четкой структуры изложения текста без волнообразных скачков мысли – это упростит подачу материала, а также поможет избежать путаницы.
- Неправильная структура документа. Каждая глава обязательно разделяется на несколько подзаголовков или параграфов. Такая систематизация информации облегчает формулировку промежуточных выводов и чтение текста дипломной.
- Плохая вычитка содержимого диплома. Перед сдачей документа на проверку, необходимо убедиться в отсутствии грамматических/орфографических ошибок, опечаток вручную или с помощью специализированных бесплатных сервисов.
- Некорректная формулировка цели/задач диплома. Цель, задачи исследования всегда составляются сжато, емко и кратко, без использования размытых фраз и дополнительной/вспомогательной терминологии.
- Использование первого лица в повествовании. Из-за функциональной специфики этого типа документа, текст диплома составляется от третьего лица или от первого лица множественного числа.