Матрица принятия решений

матрица принятия решений

Успешный бизнес целиком и полностью состоит из цепочки принятых решений. Чем они эффективнее, тем больше шансов преуспеть в своей сфере бизнеса. Легко принять решение, когда у вас есть два-три определяющих фактора, но что если их десятки? И что если у вас имеется несколько неплохих альтернативных вариантов? Как понять, какой лучше? Матрица принятия решений поможет принимать их более уверенно и рационально. Несмотря на то, что эту технику используют в бизнесе, вы можете применять ее и в своей жизни, в которой вы тоже каждый день принимаете важные решения, имеющие влияния на ваше будущее.

Как использовать этот инструмент

Матрица работает так:

  1. Создайте таблицу.
  2. В строки впишите ваши варианты.
  3. В столбцы впишите названия факторов, которые влияют на выбор.
  4. Определите важность факторов по шкале от 1 до 5.
  5. Подсчитайте количество очков для каждого варианта выбора.

Несмотря на кажущуюся сложность, это на самом деле достаточно легкий и забавный процесс.

Если вы хотите серьезно углубиться в матрицу, то перед вами пять ключевых шагов.

Шаг 1

Если вы решаете, что купить — новый ноутбук или мобильный телефон, то у вас всего две строки выбора. В столбцы запишите все факторы:

  • Ценность для работы и саморазвития,
  • Цена,
  • Мобильность,
  • Наличие конкретных программ. Для ноутбука или смартфона это будут принципиально разные программы,
  • Оцените, насколько критична для вас покупка смартфона или ноутбука.

Если вы выбрали телефон, тогда можете создать еще одну таблицу и определить, телефон какой марки вам нужен. Теперь факторы будут несколько отличаться.

Шаг 2

Устраивает ли вас цена? Если да, поставьте ей 4 или 5 баллов. Ценность для работы и саморазвития? Если вы решили, что ноутбук более подходит для вашей цели, ставьте 5.

Шаг 3

Теперь вам нужно определить относительную важность факторов. Может быть цена для вас не столь важна, сколько наличие конкретных программ, поэтому вы можете начислить ей 4 очка важности, а программам — 5. Это важный этап и здесь очень легко себя обмануть. Будьте предельно честны перед самим собой. Возможно вам нужно купить ноутбук прямо сейчас, а покупку нового телефона можно отложить.

Шаг 4

Теперь умножьте каждую сумму из шага 2 на каждую сумму из шага 3. Это будет ценность вашей комбинации выбор/фактор.

Шаг 5

Плюсуйте все результаты для каждого выбора. Выбор, набравший больше очков, победил.

Если ваша интуиция подсказывает вам, что результаты неточны, пересмотрите шаги с 1 по 3.

Пример из бизнеса

Владелец ресторана решает найти нового поставщика продуктов. У него есть четыре варианта.

Вот факторы, которые он рассматривает:

  • Цена,
  • Качество,
  • Местонахождение,
  • Надежность,
  • Варианты оплаты.

Сначала он создает первую таблицу, где выставляет оценки тому, насколько его удовлетворяет каждый фактор. Затем создает вторую таблицу, в которой определяет относительную ценность каждого фактора. После этого он подсчитывает баллы и выясняет, какой поставщик ему подходит.

Помните, что вы можете использовать матрицу в любом аспекте вашей жизни, когда вам нужно выбрать между несколькими вариантами с множеством факторов.

Желаем вам удачи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
diplomilirist.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: