Какие виды методов исследования бывают
Изначально методы исследования делят на две группы, на основе двух уровней познания: эмпирическом и теоретическом. Между собой они различаются способом получения информации.
Эмпирические методы
Эмпирические методы подразумевают наблюдение за объектом исследования. С их помощью получают новые знания. Они подходят для практической части курсовой.
Метод | Описание метода | Пример метода |
Эксперимент | Сбор фактов при условиях, где хорошо проявляется изучаемый предмет исследования | Людям, говорящим на разных языках, предлагалось посмотреть на список слов, несколько из которых не существует ни в едином языке. Необходимо было выбрать слова, которые действительно существуют. Выяснилось, что опрашиваемые присваивали слову категорию «верности», основываясь на правилась родного языка |
Анкетирование/интервью | Сбор информации в письменном или устном виде для дальнейшего исследования другими методами | Социологи спрашивают людей разного возраста об их отношении к курению, чтобы установить процент курящих людей и их возрастную шкалу |
Наблюдение | Метод, основывающийся на изучении данных из естественной среды, без установки каких-либо условий для изучения | Волонтеры в течение одного дня ходили с диктофоном и записывали всю речь, которую воспроизводят они и их собеседники. Далее они изучают повседневную речь и классифицируют ее по полу, профессии, общественному статусу и т. д |
Описание | Сбор и фиксация фактов и характеристик предмета наблюдения | Геолог описывает характеристики полезных ископаемых на определенной территории |
Расчеты и измерения | Запись данных и сравнение их с общими значениями | Подсчет количества видов лиственных деревьев в лесу, появившихся за последние полвека |
Моделирование | Построение моделей существующих систем и изучение их явлений | Создание модели тоталитарного государства и выявление элементов данной модели в современном обществе |
Теоретические методы
Теоретические методы исследования основываются на уже имеющейся информации и данных. С помощью этих методов выясняются закономерности, правила и законы каких-либо явлений.
Метод | Определение | Пример |
Прогнозирование | Проводится логическая цепочка по изучаемой информации и дается общее представление об изучаемом явлении в будущем | Политологи изучают явку на выбора и предполагают процент явки в следующем году, основываясь на нынешних данных |
Аксиоматическое построение | Предположение о явлении делается на основе имеющихся данных без доказательства | Ускорение свободного падения равно 9,8. На основе этих данных физики проводят исследования о скорости, магнетизме и т. д. |
Формализация | Изучение любого явления через математические формулы | Расчет среднего показателя грамматикализации глаголов в корпусе русского языка (ipm) |
Индукция | Вывод о явлении на основе обобщения всех собранных данных | В немецком языке, как правило, все существительные, начинающиеся с приставки Ge- относятся к среднему роду |
Дедукция | Вывод о явлении, как части общего. Из общих фактов делается умозаключение о более частном случае | В русском языке, чаще всего, подлежащее является существительном, значит в остальных языках подлежащее тоже может быть существительным |
Синтез | Соединение всех отдельных частей данных в единое целое | При изучении античной литературы можно выявить сущность греческих богов. О каждой характеристике говорится в отдельных произведениях |
Классификация | Распределение явлений по группам в зависимости от различных признаков | Лингвисты делят языки мира на группы в зависимости от глагольной системы языка |
Идеализация | Замена обширного понятие простыми объектами для понимания проблемы | Государственную систему представляют в виде семьи, где папа президент, мама министр, дети народ |
Аналогия | Присваивание характеристик одного предмета другим | Изучение определенных и неопределенных глаголов на основе системы немецкого и английского языков |
Анализ | Разложение предмета исследования на отдельные элементы, изучение их влияния друг на друга | Изучение системы стихотворения: рифмы, размера, количества строк, смыслового значения |
Сравнение | Изучение двух предметов, выявление их особенностей, а также влияния друг на друга | Сопоставление экономических показателей бизнес-среды в Европе в конце 70-х и в настоящее время |
Систематизация | Классификация и распределение явлений по группам в зависимости их сходств и различий | Распределение стран мира по экономическим показателям в промышленной сфере (развитые, развивающиеся, страны 3-го мира) |
Обобщение | Выявление общего в различных явлениях | Мифические мотивы в произведениях Гоголя и Стивена Кинга |
Абстрагирование | Выделение зависимости явления от «чистого» фактора | Способность школьников к математике зависит от склада ума, воспитания, интересов, но не зависит от телосложения и цвета глаз |
Также методы исследования делятся на количественные и качественные.
Количественные методы измеряют свойства или характеристики предмета исследования, используя в своей основе статистические и численные показатели, опираются на графики и шкалы.
Например, расчет издержек на производстве.
Качественные определяют, изучают какие-то характеристики и свойства предмета или явления.
Например, анализ влияния биографии Чехова на его произведения.
Методы исследования в курсовой зависят от дисциплины
В курсовых работах по педагогике и психологии обычно используются теоретические методы исследования, например: анализ, интервью или наблюдение.
Лингвистические работы часто требуют практического исследования, которое предполагает проведение эксперимента, данные которого анализируются, сравниваются. На основе данных также проводят классификацию и синтез изучаемых объектов.
Курсовые работы на факультетах экономики, менеджмента и прикладной математики предполагают использование как эмпирических, так и теоретических методов исследования.
Как подобрать методы исследования для своей курсовой
- Определить цель и задачи работы.
- Определить, какие результаты необходимо получить: с качественными или количественными данными.
- Понять, нужна ли практическая часть для достижения цели. Для практической части выбираются эмпирические методы.
- Изучить научные труды с похожей тематикой и курсовые работы прошлых лет, проанализировать используемые там методы.
- Выбирая метод, учитывайте ваши условия: наличие всех необходимых данных, слишком общая тема, отсутствие нескольких предметов исследования и т. д.
Типичные ошибки
Ошибка 1. Слишком много методов
Все указанные в работе методы должны быть действительно использованы в работе. Строгих требований к количеству методов нет, поэтому не ориентируйтесь на количество.
Ошибка 2. Смесь эмпирических и теоретических методов
Работы основывается только на одном виде исследования: либо данные собираются и анализируются, либо изучаются уже имеющиеся.
Ошибка 3. Метод несопоставимый с целью работы
Например, если у вас теоретическая работа, то то эмпирические методы не подходят.
Примеры описания методов в курсовой работе 8 шт.
Пример описания методов в курсовой по дисциплинне “Сестринское дело” (Скачать) Пример описания методов в курсовой по теме “Экономика” (Скачать) Пример описания методов в курсовой по дисциплине “Банковское дело” (Скачать) Пример описания методов в курсовой по дисциплине “Дефектология” (Скачать) Пример описания методов в курсовой по дисциплине “Политология” (Скачать) Пример описания методов в курсовой по дисциплине “Экономика” (Скачать) Пример описания методов в курсовой по дисциплине “Налогообложение” (Скачать) Пример описания методов в курсовой по дисциплине “Бухгалтерский учет” (Скачать)
Заключение
Методы исследования в курсовой это инструменты, с помощью которых достигается поставленная цель. Методы делятся на теоретические и эмпирические (практические).
Самыми распространенными методами для работ гуманитарных специальностей анализ, сравнение, наблюдение и классификация.
На технических и физико-математических факультетах в курсовых используются наблюдение, расчеты и вычисления, эксперимент.
В курсовой могут сочетаться теоретические и практические методы исследования, так как один метод не может дать полную картину исследования.
Выбирая методы для своей работы, важно учитывать их логическую взаимосвязанность, актуальность, соответствие теме, целям и задачам.